Установка счетчика воды в квартире
Установка счетчика воды в квартире
Сохранение природных ресурсов – нормальная практика в цивилизованных странах. Счетчики на воду устанавливают граждане с целью подсчета потребления водных запасов.
Правила и условия установки в России содержит ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
В Российской Федерации пока еще не наказывают за игнорирование требования о счетчиках – к нарушителям применяются средние тарифы для подсчета количества потраченной горячей и холодной воды. Счет за воду в итоге становится больше, чем по счетчикам.
Счетчики устанавливаются ответственной организацией в течение месяца с момента обращения заинтересованного лица с соответствующим заявлением. Однако в соответствии с п.3 ст.30 Жилищного кодекса расходы на его установку и содержание обязан взять на себя собственник жилья. Исключением является только опломбирование счетчика – эта услуга оказывается бесплатно.
Важно! Также собственники должны за свой счет установить и общедомой прибор учеты воды.
Квартира не приватизирована
Согласно действующему законодательству, все обязанности по обслуживанию недвижимости возлагаются на ее владельца. В случае с неприватизированной квартирой, её собственником является никто иной, как муниципалитет. А значит, все расходы по обслуживанию такого имущества будут возлагаться на местную администрацию (подробнее об этом написано в гл.8 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, жильцы имеют право требовать от администрации установки, а также своевременного ремонта и обслуживания счётчиков в квартире.
Важно! Существуют ситуации, когда затраты на счётчики могут быть возложены на жильцов квартиры. Однако это должно быть прямо отражено в договоре социального найма. В противном случае муниципалитет обязан:
- Если жильцы купили оборудование за свой счет, возместить им все издержки.
- При необходимости, оплатить покупку и ремонт устройства.
- Если ремонт затянется, возместить жильцам все издержки по оплате коммунальных услуг.
Постановление Правительства содержит в себе пункт, который дает возможность потребителю, проживающему в квартире, самостоятельно решать, будет ли он устанавливать счетчик воды.
Более того, жилец выбирает, каким именно будет ПУ:
- комнатным;
- индивидуальным;
- общим для всей квартиры.
Никаких штрафных санкций не последует, если в 2015 году потребитель не оборудовал жилье водомером.
Единственное, с чем ему придется столкнуться, это увеличившаяся сумма в платежной квитанции. К таким жильцам с 2015 года будут применяться повышающие коэффициенты по тарифу на горячую и холодную воду.
Установка счетчика сотрудниками организации, предоставляющей услуги водоснабжения, возможно только с согласия собственника квартиры. Принудительно никто не заставит жильцов монтировать прибор учета.
Счетчики электроэнергии в жилых помещениях – кто оплачивает в установкуремонтзамену
В 2019 году приняты в работу несколько нововведений. Первое — начали устанавливать «умные» счетчики на электроэнергию. Второе — предполагалось, что оплата за замену и установку счетчиков ляжет на коммунальные компании.
Министерство строительства России предложило, чтобы замена электросчетчиков была бесплатной для собственников жилья. За установку приборов будет отвечать поставщик ресурсов.
На сегодняшний день, Госдума всё ещё рассматривает проект закона, и когда его примут — неизвестно.
Пока закон не одобрили, все расходы, в том числе по замене/ремонту/установке прибора учета на электроэнергию, оплачивает собственник жилья. И это касается не только квартир, но и частных домовладений.
Отметим, что «умные счетчики» на свет россияне должны устанавливать с 1 июля 2019 года. Как правило, от организации собственнику жилья присылается уведомление с просьбой по замене.
Вот только на чьи плечи лягут расходы в будущем — пока не понятно.
Как заставить исполнителя ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик
Вне всякого сомнения, оснащение коллективными приборами учета (ОДПУ) многоквартирного дома приводит в конечном итоге к существенному уменьшению платы за коммунальные услуги. Но, к сожалению, в ряде случаев исполнители коммунальных услуг (ресурсоснабжающие и управляющие организации) после установки ОДПУ относятся равнодушно или забывают ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик. Как в таком случае быть.
В данной публикации под управляющими организациями понимаются: управляющие компании (АО, ПАО, ООО, ИП), товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные кооперативы. Т.е. те юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами.
Ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик. Кто обязан выполнить данную процедуру?
Как установлено пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона ( управляющая организация ) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Из указанных Правил следует, что организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Подпунктом “с” пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подпунктам “и”, “к” пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и холодной воды (в том числе поверка приборов учета) возложена на лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Может быть ли управляющей организацией проигнорирована обязанность ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик при отсутствии на то решения общего собрания?
Не может, потому как в силу требований федерального закона собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Работы по установке приборов учёта используемых ресурсов, как и другие мероприятия по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем, должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Как обязать управляющую организацию ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик?
Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит гражданину. В данном случае защитить свои права возможно одним или сразу несколькими способами путем:
- обращение с претензией к управляющей организации. На практике самый менее эффективный способ защиты;
- обращение с жалобой органы государственного и муниципального жилищного надзора с подробным описанием ситуации. Эффективность зависит от расторопности указанных органов;
- самый действенный и эффективный, но времязатратный способ: обращение в районный/городской суд с иском о возложении на управляющую организацию обязанности по вводу в установленные сроки в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета коммунальной услуги.
Представляя интересы клиентов в судах по данной категории спора, нашими экспертами всегда применяются одновременно все три способа, потому как:
Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги?
РСО без согласия жителей установила ОДПУ и требует денег. Что делать несогласным с установкой или размером расходов? Существует ли предел затрат?
По вопросам:
Имеет ли право ресурсоснабжающая компания без решения собственников МКД установить ОДПУ и выставить расходы собственникам помещений? Если да, то на каких условиях? Как быть собственникам которые не согласны? Есть ли норматив или расчет предельной стоимости такой установки?
Сообщаю:
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Жилищный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416;
- Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
- Письмо Минстроя России от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04;
- Письмо Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04;
- Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015);
- Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110;
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016;
- Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015;
- Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015;
- Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016.
Исходя из предоставленной информации, считаю необходимым сообщить следующее:
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме. К такому оборудованию относятся инженерные коммуникации дома и общедомовые приборы учета.
Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления указанного закона (27.11.2009) обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии.
Согласно ч. 1 ст. 13 указанная обязанность отсутствует у собственников ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Поэтому отказаться от трат на оснащение дома ОДПУ несогласный собственник не может.
В соответствии с частью 8 статьи 13 фз «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110.
Закон № 261-ФЗ в ч. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета (далее также ОДПУ): если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012, то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса, обязаны оснастить многоквартирный дом общедомовыми приборами учета.
Собственники, а также управляющая домом организация, ТСЖ обязаны допустить поставщиков коммунальных ресурсов к местам установки приборам учета. В случае недопуска ресурсоснабжающей организации в технические помещения дома РСО может обратиться в суд с требованием об обязании ответчика (ответчиков) не чинить препятствия в оснащении дома ОДПУ. В домах, где имеется единый субъект, управляющий домом (например, управляющая организация или ТСЖ), надлежащим ответчиком по иску будет такая организация.
Более того, существует положительная для РСО практика о допуске в дом для установки счетчика даже если общее собрание собственников приняло решение не устанавливать общедомовые приборы учета (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016)
Работы по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета являются платными. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 расходы на оснащение дома приборами учета относятся РСО на собственников. По умолчанию собственникам предоставляется рассрочка на срок 5 лет, если собственники не приняли на общем собрании решения о единовременной оплате или уменьшении периода рассрочки. Право на увеличение периода рассрочки законом не предусмотрено. Рассрочка платная: с собственников дополнительно может взиматься процент в размере не больше ставки рефинансирования (в настоящее время она приравнена к ключевой ставке).
Обеспечить поступление платежей в ресурсоснабжающую организацию обязано лицо, управляющее многоквартирным домом: УК, ТСЖ, ЖСК. По мнению Минстроя, изложенного в письме от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04, управляющая компания может собирать или взыскивать денежные средства с собственников на основании агентского договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
Если управляющая компания отказывается участвовать в собирании или взыскании денежных средств в пользу РСО, то РСО вправе обратиться в суд и взыскать с УК свои расходы на установку ОДПУ. Верховный Суд РФ в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) указал, что так как собственники помещений заключают с УК договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом, то и надлежащим ответчиком по этому иску будет управляющая организация.
Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
При этом УК является представителем собственников, и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Поэтому если собственники не принимали решения об уменьшении периода рассрочки, то РСО не вправе взыскать с УК денежные средства без учета положенной собственникам пятилетней рассрочки.
Единая методика установления размера трат на установку ОДПУ ресурсоснабжающими организациями отсутствует, предельный размер таких трат не установлен.
По мнению Минстроя России, изложенном в письме от 09.04.2014 N 5792-МС/04, расходы на установку ОДПУ состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета. При предоставлении собственникам рассрочки в расходы также могут быть включены траты на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.
Расходы распределяются между собственниками пропорционально их доле в праве на общую собственность.
Согласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, споры относительно стоимости установки ОДПУ могут быть разрешены судом. Досудебный порядок урегулирования спора обязателен. Наиболее эффективным способом определить действительную стоимость выполненных работ будет строительно-техническая экспертиза.
С претензиями по стоимости может обратиться как любой собственник, считающий, что его права нарушены, так и управляющая организация или ТСЖ, основываясь на изложенной выше позиции Верховного Суда РФ.
Если дело дошло до иска РСО к УК о взыскании расходов на установку ОДПУ, необходимо заявлять встречный иск (с обязательным досудебным порядком). В противном случае все доводы о дороговизне разобьются о документы, представленные ресурсоснабжающей организацией: договоры с подрядчиками, справки КС-3, актами КС-2, локальные сметные расчеты, счета-фактуры и т.п. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015) и установленной Правительством РФ необходимостью отдельно оспаривать размер расходов.
Впрочем, если РСО не озаботится доказыванием факта несения расходов, то суд может и отказать в удовлетворении ее требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016).
Резюме
Собственники помещений в многоквартирных домах, добровольно не установившие общедомовые приборы учета, обязаны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации, непосредственно поставляющей коммунальный ресурс в дом, для установки ОДПУ и оплатить расходы по такой установке. Отказаться от этой обязанности нельзя.
Расчет расходов на установку ОДПУ ресурсоснабжающая организация осуществляет самостоятельно и предъявляет его к оплате собственникам или управляющей организации. Какие-либо предельные размеры расходов на установку ОДПУ отсутствуют.
Собственник помещения или УК, ТСЖ, не согласные с размером выставленных расходов, имеют право оспорить этот размер сначала непосредственно в РСО, а затем – в суде. Для этого потребуется провести строительно-техническую экспертизу, которая проверит правильность выставленной сметы.
Плата за воду по счетчику и без
Для начала пара слов о том, как вообще ведется расчет платы за воду, когда он производится по счетчика, а когда – иными способами.
Так вот, расчет платы за воду производится исходя из показаний прибора учета в том случае, если:
- счетчик исправен, не имеет механический повреждений.
- межповерочный интервал счетчика не истек. Для счетчиков горячей воды он составляет четыре года, холодной – шесть. Срок поверки указывается в паспорте счетчика, там же должны ставиться штампы с датой проведения поверок.
- у счетчика не истек срок эксплуатации. Для крыльчатых счетчиков воды (аэто подавляющее большинство квартирных приборов учета воды) этот срок определен в 12 лет.
- показания счетчика были своевременно переданы исполнителю коммунальной услуги(управляющей компании, ТСЖ или непосредственно поставщику услуги, т.е. Водоканалу).
Соответственно, если не удовлетворяется хотя бы одно из этих условий, то расчет производится иными способами. А именно – либо по «среднему», либо по нормативу.
Что значит по «среднему»? Объясняем: если показания счетчика не переданы, то в течение первых трех месяцев плата за воду рассчитывается исходя из среднего потребления в последние полгода. Это и называется по «среднему». Чтобы перейти обратно на расчет, исходя из показаний прибора учета, надо лишь передать показания.
Если показания не передаются более чем три месяца, то потребитель переводится на оплату по нормативу. Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления воды на одного человека в месяц. Устанавливается в каждом регионе самостоятельно, применяется в случае отсутствия показаний счетчиков.
Если собственник квартиры, скажем, полгода не передавал показания счетчика и платил за воду по нормативу, то, чтобы вернутся обратно на оплату по счетчику, опять – таки, необходимо передать свежие показания счетчика. Есть на этот счет разные мнения, но в большинстве случае это работает.
Но это все при условии, что счетчик исправен, у него не истекли сроки поверки и эксплуатации. Если же нет, то перейти обратно на расчет исходя из показаний прибора учета невозможно. В таком случае плата рассчитывается по нормативу (к которому к тому же применяется повышающий коэффициент 1,5) до тех пор, пока не будет поставлен новый счетчик (илипроизведена поверка старого, если истек межповерочный интервал).
Покупка квартиры и перерасчет платы за воду
Теперь переходим к ситуации с покупкой квартиры. Прежде всего, у продавца необходимо уточнить, а как он платит за воду?
Тут возникает три варианта.
Первый . Если по счетчикам, исправно передавая показания, то никаких перерасчетов новому собственнику не грозит. Это самый удобный вариант.
Второй . Никаких перерасчетов не будет так же в том случае, если установленные в квартире счетчики воды вышли из строя, либо у них истек срок поверки (эксплуатации). В таком случае собственник квартиры оплачивает услуги по нормативу, увеличенному на коэффициент 1,5. Таким образом он платить с даты возникновения указанных выше обстоятельства (повреждениясчетчика, окончания срока поверки или срока службы). А если дату установить невозможно, то с месяца, когда вышел из строя счетчик или истек срок его поверки. Новый собственник так же продолжает платить по нормативу до тех пор, пока не поставить счетчик.
Третий . Со счетчиков в квартире все в порядке, однако предыдущий хозяин просто не подавал его показания. Новый собственник эти показаний передает. В ответ получается доначисления. Это единственный вариант, при котором может быть произведен перерасчет платы за воду, после того, как недвижимость сменила хозяина.
Тут, заметим, возможная и другой положение дел – перерасчет в сторону уменьшения платы за воду. Ведь по нормативу плата за воду считается, исходя из количества зарегистрированных жильцов. И если жильцов много, допустим, пятеро. А проживает фактически один человек, или вовсе квартира стояла долгое время пустой, то после передачи показаний счетчика коммунальщики должны вернуть переплаченные деньги. Они, конечно, возвращается не наличным, а путем зачета платежей будущих периодов. Но и то дело.
Но вернемся к ситуации, когда новому собственнику доначислена крупная сумма за воду. Что с этим можно сделать?
Доначисления за воду новому собственнику квартиры. Справедливо?
С одной стороны, действующее законодательство совершенно определенным образом указывает, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг числится не за квартирой, а за собственником.
В частности, в Жилищном кодексе (ст. 153 п.5) говорится, что «обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» у собственника жилого помещения возникает «смомента возникновения права собственности на такое помещение».
Момент возникновения права собственности определяет ГК РФ Статья 223 п.2 — «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору». В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, новый собственник не обязан оплачивать коммунальные услуги, оказанные до регистрации его права собственности. Оплачивать их обязан предыдущий владелец квартиры.
Это с одной стороны. А с другой – на момент совершения сделки, задолженности может и не существовать. Ведь прежний собственник рассчитывается по нормативам, выставленные к оплате суммы погашает. Претензии возникают лишь после перерасчета платы за воду, исходя из показаний счетчика.
При этом, согласно п. 61 «Правил предоставления коммунальных услуг», объем коммунальной услуги, доначисленный таким образом, считается потребленным в последний расчетный месяц.
Сформулировано это следующим образом:
… если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях (т.е. тех, что имелись у коммунальщиков и новых, что получены уже при новом собственнике) считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. …
Попробуем разобраться как это работает на практике. Будем исходить из того, что предыдущий собственник год не передавал показания счетчика, при этом приборы учета у него были исправны и срок их поверки не истек. Допустим, в марте регистрируется сделка с квартирой. В апреле новому собственнику не до счетчиков, он решает другие проблемы. Показания счетчика передает в конце мая.
А в начале июня получает платежку, в которой фигурирует объем воды, рассчитанный как разность между свежими показаниями, переданными уже новым собственником и последними, переданными прежним хозяином (т.е. больше года назад). Естественно, объем будет велик. За пару месяцев столько воды слить невозможно. Но как доказать, что потребление воды произошло еще при прежнем собственнике?
Как не платить за воду, которую вылил прошлый хозяин?
Единственный надежный способ – сослаться на акт прием передачи квартиры от прежнего собственника к новому, в котором были бы зафиксированы текущие (на тот момент) показания прибора учета воды. В таком случае новый собственник квартиры может аргументировано доказать, что большая часть потребления вода пришлась на период, когда жилым помещением владел другой собственник. Соответственно, ему и необходимо предъявлять претензии.
А вот если в акте этот момент отражен не был, то в дальнейшем отбиться от претензий относительно доначисления платы за воду будет тяжело.
Наверное, такие возможности есть. Новый собственник, например, может попробовать открыть новый лицевой счет и потребовать признания переданных показания как «нулевых», и с них начать расчет потребления. Можно так же, наверное, предъявить встречные претензии управляющей компании, которая обязана раз в полгода проверять показания приборов учета. Но не делает этого.
Однако судебных решений, принятых в такого рода делах в пользу нового собственника квартиры, автору до сих пор не встречалось.