Счетчик команд
Счетчик команд
Программный счетчик ( PC ), обычно называемый указатель команд ( IP — ) в Intel x86 и Itanium микропроцессоров , а также иногда называемый регистр адреса инструкции ( IAR ), [1] счетчика команд , [2] или только часть секвенсор инструкции , [3] — регистр процессора, который указывает, где находится компьютер в своей программной последовательности. [nb 1]
Обычно ПК получает приращение после выборки инструкции и сохраняет адрес памяти (« указывает на») следующей инструкции, которая должна быть выполнена. [4] [nb 2]
Процессоры обычно последовательно выбирают инструкции из памяти, но инструкции передачи управления изменяют последовательность, помещая новое значение в ПК. Они включают в себя филиалы (иногда называемые скачки), подпрограммы вызовов и возвращается . Передача, обусловленная истинностью некоторого утверждения, позволяет компьютеру следовать другой последовательности при разных условиях.
Ветвь обеспечивает выборку следующей инструкции из другого места в памяти. Вызов подпрограммы не только разветвляется, но и где-то сохраняет предыдущее содержимое ПК. Возврат извлекает сохраненное содержимое ПК и помещает его обратно в ПК, возобновляя последовательное выполнение с инструкцией, следующей за вызовом подпрограммы.
Практическая работа № 13.
Процессор и устройства вывода
Возможности программы «ЛамПанель»
Наконец, мы подошли к самой интересной возможности программы «ЛамПанель» — управлению ламповой панелью. Ламповая панель (цифра 1 на рисунке) – это устройство вывода.
Обмен данными процессора и внешнего устройства происходит через порты – регистры контроллера внешнего устройства. У ламповой панели 8 портов, которые называются P0 , P1 , P2 , P3 , P4 , P5 , P6 и P7 . Каждый порт «отвечает» за одну строку лампочек, например, для того, чтобы «зажечь» всю верхнюю строку нужно записать в порт P0 код FFFF16 (все 16 бит – единичные). Для этого можно использовать, например, команды
MOV FFFF, R0
OUT R 0, P
К сожалению, записать число сразу в порт нельзя – сначала нужно записать его в регистр (в данном примере – в R0 ), а потом – из регистра в порт.
Для того, чтобы изменить второй сверху ряд лампочек, нужно записать новое значение в P1 и т.д.; последний ряд управляется портом P7 . Например, для того, чтобы все ряды лампочек горели одинаково, можно записать нужный код сначала в регистр:
MOV AAAA, R0
а затем из этого регистра – во все порты:
OUT R 0, P 7
Здесь многоточие обозначает аналогичные команды записи содержимого регистра R0 в порты P2 … P6 . Однако вместо последней серии из 8 команд можно использовать всего одну:
SYSTEM 2
Эта команда вызывает системную процедуру с номером 2, находящуюся в ПЗУ компьютера. Для того, чтобы увидеть все процедуры, которые записаны в ПЗУ, нужно щелкнуть по кнопке или выбрать пункт верхнего меню Программа – Просмотр ПЗУ. После этого появляется окно, в левой части которого перечислены все системные процедуры (с их номерами), а в правой части показывается код выбранной процедуры:
В этом списке есть много полезных процедур, в том числе
0 – очистка экрана (погасить все лампочки);
1 – зажечь все лампочки на панели;
3-4 – прокрутка изображения вниз и вверх;
6-9 – логические операции;
1216 – вывод числа, записанного в регистр R0 , в десятичной системе счисления;.
1316 – вывод числа, записанного в регистр R0 , в шестнадцатеричной системе счисления.
Обратите внимание, что номер системной процедуры задается в шестнадцатеричной системе счисления.
Рассмотрим еще одну задачу: вывести на экран рисунок, закодированный в виде шестнадцатеричных чисел (бит, равный единице, обозначает горящую лампочку). Для этого нужно сначала записать коды рисунка в память. Поскольку наш компьютер основан на архитектуре фон Неймана, в нем программа и данные находятся в одной области памяти. Поэтому данные можно записать с помощью специальной команды DATA после команды STOP :
. ; здесь будет программа
M : ; метка – начало блока данных
DATA AAAA ; код первой строчки
DATA 5555 ; код последней строчки
Для того, чтобы вывести этот рисунок на экран, нужно записать его адрес в регистр R0 и вызвать системную процедуру с номером 5:
MOV @ M , R 0 ; записать адрес метки M в регистр R
SYSTEM 5 ; вывести на экран рисунок, адрес которого в R
DATA AAAA ; код первой строчки
Задание на практическую работу
1. Запишите в таблицу минимальное и максимальное числа, которые можно вывести на ламповую панель, если использовать шестнадцатеричную систему:
Коротко о главном
1С – совокупность программных решений для предприятий, бюджетных и коммерческих организаций. Основные характеристики:
- Система 1С – это платформа, на основе которой реализованы прикладные решения для выполнения определенных задач.
- Доступны типовые конфигурации для коммерческих компаний, государственных структур, производственных предприятий, логистических комплексов.
- Два варианта поставки платформы: файловый – до 10 пользователей, клиент-серверный – для крупных организаций, без ограничения по объему данных.
Готовые решения от 1С можно адаптировать под требования и задачи конкретного предприятия или компании.