Токовое реле: классификация, принцип действия, область применения
Токовое реле: классификация, принцип действия, область применения
Токовые реле применяются в системах РЗиА в роли чувствительного органа, реагирующего на увеличение тока в электросети выше установленного значения вне зависимости от причин, вызвавших данное явление. Также их используются для защиты сети и источника питания при перегрузке по току или вследствие короткого замыкания.
РДК-3 Реле давления
День | Время работы | Перерыв |
---|---|---|
Понедельник | 10:00 — 18:00 | |
Вторник | 10:00 — 18:00 | |
Среда | 10:00 — 18:00 | |
Четверг | 10:00 — 18:00 | |
Пятница | 10:00 — 16:30 | |
Суббота | Выходной | |
Воскресенье | Выходной |
* Время указано для региона: Россия, г. Домодедово
Условия возврата и обмена
Компания осуществляет возврат и обмен этого товара в соответствии с требованиями законодательства.
Сроки возврата
Возврат возможен в течение 14 дней после получения (для товаров надлежащего качества).
Обратная доставка товаров осуществляется по договоренности.
В случае отказа ПОКУПАТЕЛЯ принять оплаченный товар надлежащего качества, а также при возврате или обмене товара, по причинам, не связанным с качеством товара, ПОСТАВЩИК имеет право удержать с покупателя 10% стоимости товара. Транспортные расходы в таких случаях также возлагаются на ПОКУПАТЕЛЯ.
Реле давления РДК-3.
Цена указана без НДС и действительна при оплате на ООО. При оплате на ИП возможна скидка до -30%.
Назначение:
Реле РДК3 служит для контроля за давлением масла, смазывающего и охлаждающего детали тепловозного дизеля. По принципу своей работы реле напоминает манометр, но в отличие от манометра оно не показывает давление масла с помощью стрелки, а дает электрический сигнал при достижении определенного давления масла.
Устройство и принцип действия:
В коробке реле на оси установлен якорь. На якоре крепятся подвижный контакт и ограничитель хода. Пружина реле сжата и стремится повернуть якорь так, чтобы контакты реле замкнулись. Этому препятствует текстолитовый сухарь датчика давления масла. Сухарь может поворачиваться на своей оси и связан стержнем с гофрированной трубкой (сильфоном) датчика. Полость между корпусом датчика и сильфоном соединена трубкой с масляной системой двигателя. Сильфон сверху нагружен сжатой пружиной. В верхней части реле против ограничителя хода якоря размещен небольшой постоянный магнит.
При отсутствии давления масла пружина растягивает сильфон, стержень через сухарь поворачивает якорь, удерживая контакты реле разомкнутыми. По мере повышения давления масла сильфон сжимается, преодолевая нажатие пружины. Стержень поднимает сухарь, который освобождает якорь реле. Пружина поворачивает якорь, и при заданном давлении масла контакты реле замыкаются. Ограничитель хода притягивается постоянным магнитом. Когда давление масла падает, пружина растягивает сильфон, стержень через сухарь поворачивает якорь реле, размыкая контакты.
Постоянный магнит создает дополнительное усилие, удерживающее якорь реле, поэтому давление масла в момент отключения примерно на 0,0098—0,0196 МПа (0,1—0,2 кгс/см2) ниже, чем при срабатывании реле. В результате предотвращаются частые повторные срабатывания реле при давлении масла, близком к давлению включения реле (звонковая работа реле).
На тепловозах ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В установлено на каждом дизеле по два реле давления масла. Блокировочные контакты первого реле включены в цепь блокировочного магнита центробежного регулятора дизеля. Реле выключается при снижении давления масла до 0,049—0,059 МПа (0,5—0,6 кгс/см2). Контакты реле размыкаются и разрывают цепь питания блокировочного магнита. Центробежный регулятор заставляет топливные насосы прекратить подачу топлива в цилиндры, и дизель останавливается. Это реле при работе дизеля действует постоянно. Второе реле давления масла выключается при снижении давления до 0,098— 0,108 МПа (1—1,1 кгс/см2) на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и до 0,118 МПа (1,2 кгс/см2) на тепловозе ТЭЗ. Контакты реле размыкают цепь питания током катушки контактора возбуждения тягового генератора, контактор выключается и снимает возбуждение генератора. Нагрузка с генератора и дизеля снимается. Благодаря этому предупреждается перегрев деталей дизеля из-за недостаточной подачи масла.
Второе реле давления масла на тепловозах ТЭЗ действует при работе дизеля на 9—16-й позициях контроллера, а на тепловозах 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В — лишь на 12—15-й позициях контроллера. Ограничение диапазона действия этого реле объясняется невозможностью поддерживать достаточно высокие давления масла при работе дизеля с пониженной частотой вращения коленчатого вала, так как при этом производительность масляного насоса также уменьшается.
Настройка реле производится с помощью регулировочного болта. Так, при ввертывании болта он поворачивает рычаг против часовой стрелки, сжимая пружину. Потребуется более высокое давление масла, чтобы преодолеть усилие пружины и обеспечить срабатывание реле.
Для упрощения конструкции и технологии изготовления контактной системы реле давления масла ее в последние годы заменили типовым микропереключателем, что не изменило принципа работы нового реле РДК-3. При этом достигается также унификация деталей с температурным реле типа ТРК-3, примененным на ряде тепловозов.
Типы, конструкция и принцип работы электромагнитных реле
Все автомобильные реле, независимо от типа и применяемости, имеют принципиально одинаковую конструкцию. Реле состоит из трех основных деталей: электромагнита, подвижного якоря и контактной группы. Электромагнит представляет собой обмотку из эмалированного медного провода малого сечения, установленную на металлическом сердечнике (магнитопроводе). Подвижный якорь в общем случае выполнен в виде плоской пластины или Г-образной детали, шарнирно установленной над торцом электромагнита. Якорь упирается в контактную группу, выполненную в виде упругих пластин с наклепанными бронзовыми или иными контактными точками. Вся эта конструкция располагается на основании, в нижней части которого находятся стандартные ножевые контакты, закрытом пластиковым или металлическим кожухом.
Способ подключения и принцип работы реле основаны на простых принципах. Реле делится на две цепи — управляющую и силовую. В состав управляющей цепи входит обмотка электромагнита, она соединяется с источником питания (АКБ, генератором) и с расположенным на приборной панели органом управления (кнопкой, переключателем), либо с имеющим контактную группу датчиком. В силовую цепь входит один или несколько контактов реле, они соединяются с источником питания и управляемым прибором/цепью. Работает реле следующим образом. При выключенном органе управления цепь обмотки электромагнита разомкнута и ток в ней не течет, якорь электромагнита отжат от сердечника пружиной, контакты реле разомкнуты. При нажатии на кнопку или переключатель по обмотке электромагнита течет ток, вокруг него возникает магнитное поле, которое заставляет якорь притянуться к сердечнику. Якорь упирается в контакты и сдвигает их, обеспечивая замыкание цепей (или, напротив, размыкание в случае нормально замкнутых контактов) — прибор или цепь подключаются к источнику питания и начинают выполнять свои функции. При обесточивании обмотки электромагнита якорь под действием пружины возвращается в исходное положение, выключая прибор/цепь.
Электромагнитные реле делятся на несколько типов по количеству контактов, типу коммутации контактов, способу монтажа и электрическим характеристикам.
По количеству контактов все реле делятся на два типа:
- Четырехконтактные;
- Пятиконтактные.
В реле первого типа имеется только 4 ножевых контакта, в реле второго типа — уже 5 контактов. Во всех реле контакты расположены в определенном порядке, благодаря чему исключается неправильная установка этого устройства в ответную колодку. Отличие между 4-х и 5-контактными реле заключается в способе коммутации цепей.
Четырехконтактное автомобильное реле
4-контактные реле — это наиболее простое устройство, обеспечивающее коммутацию только одной цепи. Контакты имеют следующее назначение:
- Два контакта управляющей цепи — с их помощью подключается обмотка электромагнита;
- Два контакта коммутируемой силовой цепи — с их помощью осуществляется подключение цепи или прибора к электропитанию. Данные контакты могут находиться только в двух состояниях — «Включено» (ток по цепи идет) и «Выключено» (ток по цепи не идет).
5-контактные реле — это более сложное устройство, которое может коммутировать сразу две цепи. Существует две разновидности данного типа реле:
- С коммутацией только одной из двух цепей;
- С параллельной коммутацией двух цепей.
В устройствах первого типа контакты имеют следующее назначение:
- Два контакта управляющей цепи — как и в предыдущем случае, они соединены с обмоткой электромагнита;
- Три контакта коммутируемой цепи. Здесь один контакт является общим, а два остальных соединены с управляемыми цепями. В таком реле контакты находятся в двух состояниях — один нормально замкнут (НЗ), второй нормально разомкнут (НР). При работе реле осуществляется переключение между двумя цепями.
В устройствах второго типа все контакты находятся в состоянии НР, поэтому при срабатывании реле сразу включаются или выключаются обе коммутируемые цепи.
Реле могут иметь дополнительный элемент — помехоподавительный (гасящий) резистор или полупроводниковый диод, установленный параллельно обмотке электромагнита. Данный резистор/диод ограничивает ток самоиндукции обмотки электромагнита при подаче и снятии с нее напряжения, что снижает генерируемый ею уровень электромагнитных помех. Такие реле находят ограниченное применение для коммутации некоторых цепей автомобильной электросистемы, но в большинстве случаев без негативных последствий могут заменяться на обычные реле.
Реле всех типов могут монтироваться двумя способами:
- Только установкой в ответную колодку — устройство удерживается силами трения контактов в гнездах колодки;
- Установкой в ответную колодку с фиксацией кронштейном — на корпусе реле выполнен пластиковый или металлический кронштейн под винт.
Блок реле и предохранителей
Устройства первого типа устанавливаются в блоки реле и предохранителей, от выпадения они защищены крышкой или специальными хомутами. Устройства второго типа предназначены для монтажа в подкапотном пространстве или в ином месте автомобиля вне блока, надежность монтажа обеспечивается кронштейном.
Электромагнитные реле выпускаются на напряжение питания 12 и 24 В, их главными характеристиками являются:
- Напряжение срабатывания (обычно на несколько вольт ниже напряжения питания);
- Напряжение отпускания (обычно на 3 и более вольт меньше напряжения срабатывания);
- Максимальный ток в коммутируемой цепи (может лежать в пределах от единиц до десятков ампер);
- Ток в управляющей цепи;
- Активное сопротивление обмотки электромагнита (обычно не более 100 Ом).
Некоторые характеристики (напряжение питания, изредка — токи) наносятся на корпусе реле, либо входят в состав его маркировки. Также на корпусе присутствует принципиальная схема реле и назначение его выводов (во многих случаях указаны и номера выводов, соответствующих номерам по принципиальной схеме электросистемы конкретных автомобилей). Это значительно облегчает подбор и замену электромагнитных реле в автомобиле.
Технические характеристики
Выбор реле – это довольно серьезная задача, для осуществления которой очень важно подобрать максимально подходящий прибор. Рассмотрим описание и параметры нескольких популярных устройств отечественного и зарубежного производства.
РП 8 – промежуточная модель, включаются только для временного контроля, не используются для постоянного мониторинга. Доступные и простые в эксплуатации.
Ток, А | 8 |
Напряжение, В | 24 |
Отключение Uн, В | 0,7 |
Климат | –20 +40° С |
Долговечность, число срабатываний | 1 млн |
Сопротивление, Ом | 92 |
Время срабатывания, сек | 0,6 |
SG/C-1RW – это калориметрическое однофазное реле вентилятора для контроля потока воздуха. Инструкция по эксплуатации также говорит о том, что их можно использовать в системах кондиционирования.
Ток, А | 6 |
Напряжение, кВ | 1,5 |
Изменение потока, м/с | 0,1–30 |
Температурный градиент, градусы | 15 |
Рабочее давление, бар | 10 |
Защита | IP67 |
Нейтральные малогабаритные реле тока чаще всего используются в железнодорожном транспорте, рассмотрим характеристики модели НМШМ1-1000/560 на 24 В и параметрами срабатывания 45.
Обмотка | Медная |
Сопротивление катушек, Ом | 1000/560 |
Перегрузка, В | 45 В |
Напряжение, В | 24 |
РТД – это двухстабильное устройство, которое применяется в системах аварийного обеспечения, они работают как от постоянного, так и от переменного электричества. Главным отличием является то, что устройство может использоваться для включения в сеть при повышенных вибрациях и даже сейсмологической активности. РТД 11:
Напряжение, В | 40 |
Ток, А | 0,05 |
Время срабатывания, с | 0,1 |
Износостойкость, млн | 4 |
Погрешность срабатывания, % | 10 |
Отдельно нужно сказать про трехфазное реле максимального тока РТ40, которое используется в сетях аварийного обеспечения, как устройство косвенного действия. РТ40/2:
Уставки тока, А | 0,5…2,0 |
Срабатывание, А | 0,5…1,0 |
Износостойкость | 40млн |
Напряжение, В | 24 |
Климатическое исполнение | УХЛ |
РТФ-8 – реле обратного действия или последовательности. Обозначение:
- Р – реле;
- Т – тока;
- Ф – фильтровое.
Датчик-реле потока воздуха ДРПВ-1:
Скорость потока, м/сек | от 4,0 до 10 |
Сечение воздуховода, мм | 150х180 |
Взрывозащита | 1ExdIIBT4 |
Выходной сигнал | 0,05 до 0,5 А |
Параметры окружающей среды | от — 10 до + 50 98% при температуре 35°С |
Габаритные размеры, мм | 276x143x248 |
Видео: реле контроля тока