Цикл for downto паскаль
Цикл for downto паскаль
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Итерации
- Итерация (Iteration) — это одно из повторений цикла (один шаг или один "виток" циклического процесса). К примеру цикл из 3-х повторений можно представить как 3 итерации.
- Итерируемый объект (Iterable) — объект, который можно повторять. Проще говоря это объект, который умеет отдавать по одному результату за каждую итерацию.
- Итератор (iterator) — итерируемый объект, в рамках которого реализован метод __next__, позволяющий получать следующий элемент.
? Чтобы выполнить итерацию, Python делает следующее:
- Вызывает у итерируемого объекта метод iter() , тем самым получая итератор.
- Вызывает метод next() , чтобы получить каждый элемент от итератора.
- Когда метод next возвращает исключение StopIteration , цикл останавливается.
Пример создания итерируемого объекта Для того чтобы создать собственный класс итерируемого объекта, нужно всего лишь внутри него реализовать два метода: __iter__() и __next__() :
- внутри метода __next__ () описывается процедура возврата следующего доступного элемента;
- метод __iter__() возвращает сам объект, что даёт возможность использовать его, например, в циклах с поэлементным перебором.
Создадим простой строковый итератор, который на каждой итерации, при получении следующего элемента (т.е. символа), приводит его к верхнему регистру:
class ToUpperCase: def __init__(self, string_obj, position=0): """сохраняем строку, полученную из конструктора, в поле string_obj и задаём начальный индекс""" self.string_obj = string_obj self.position = position def __iter__(self): """ возвращаем сам объект """ return self def __next__(self): """ метод возвращает следующий элемент, но уже приведенный к верхнему регистру """ if self.position >= len(self.string_obj): # исключение StopIteration() сообщает циклу for о завершении raise StopIteration() position = self.position # инкрементируем индекс self.position += 1 # возвращаем символ в uppercase-e return self.string_obj[position].upper() low_python = "python" high_python = ToUpperCase(low_python) for ch in high_python: print(ch, end="") > PYTHON
VB-цикл «For. Each»
Данный оператор останавливает наш цикл. После его объявления выполнение кода переходит сразу к следующему после него оператору. Для чего он нужен? Допустим, у нас есть некий большой массив данных, который нам необходимо перебрать в поисках нужного значения. Для перебора массива мы создаем и запускаем цикл. Но где-то к середине массива наш элемент найден. В таком случае зачем нам перебирать весь массив до конца, если мы можем в момент обнаружения нужного нам значения массива прервать программку и дать возможность выполняться следующим скриптам?
Например:
For x = 0 To 100000
If sValues(x) = sVal Then
IndexVal = x
Exit For
End If
Next x
Этот VB-цикл должен перебрать 100 000 значений массива и каждое значение должен будет сравнивать с величиной переменной «sVal». Как только будет обнаружено точное совпадение, то наш минискрипт остановится.
Цикл while в Python
Цикл while позволяет выполнять часть кода до тех пор, пока заданное условие не станет ложным. Он также известен как цикл с предварительной проверкой условия.
Его можно рассматривать как повторяющийся оператор if . Когда мы не знаем количество итераций, цикл while является наиболее эффективным.
Синтаксис приведен ниже.
Здесь утверждения могут быть одним утверждением или группой утверждений. Выражение должно быть любым допустимым выражением Python, приводящим к true или false . Истиной является любое ненулевое значение, а ложью — 0 .
Операторы управления циклом
Мы можем изменить обычную последовательность выполнения цикла while с помощью оператора управления циклом. Когда выполнение цикла while завершается, все автоматические объекты, определенные в этой области видимости, уничтожаются. Python предлагает следующие управляющие операторы для использования в цикле while.
1. Оператор continue — Когда встречается оператор continue , управление переходит в начало цикла. Давайте разберем следующий пример.
2. Оператор break — Когда встречается оператор break , он выводит управление из цикла.
3. Оператор pass — Оператор pass используется для объявления пустого цикла. Он также используется для определения пустого класса, функции и оператора управления. Давайте разберем следующий пример.
Пример 1: Программа для печати от 1 до 10 с использованием цикла while
Пример 2: Программа для печати таблицы заданных чисел.
Бесконечный цикл while
Если условие, заданное в цикле while, никогда не станет ложным, то цикл while никогда не завершится, и он превратится в бесконечный цикл while.
Любое ненулевое значение в цикле while указывает на всегда истинное состояние, в то время как ноль указывает на всегда ложное состояние. Такой подход полезен, если мы хотим, чтобы наша программа непрерывно выполнялась в цикле без каких-либо помех.
Использование else в цикле while
Python позволяет нам также использовать оператор else с циклом while . Блок else выполняется, когда условие, заданное в операторе while , становится ложным. Как и в случае с циклом for , если цикл while прервать с помощью оператора break , то блок else не будет выполнен, а будет выполнен оператор, присутствующий после блока else . Оператор else необязателен для использования с циклом while . Рассмотрим следующий пример.
В приведенном выше коде, когда встречается оператор break , цикл while останавливает свое выполнение и пропускает оператор else .
Программа для печати чисел Фибоначчи до заданного предела
При выборе цикла необходимо оценить необходимость проверки условия при входе в цикл или по завершении прохождения цикла.
Цикл с постусловием удобно применять в случаях, когда для проверки условия требуется вычислить значение выражения, которое затем будет размещено в теле цикла (см. выше пример ввода числа от 0 до 10).
Цикл c предусловием используется в случае если все переменные, участвующие в выражении, проверяющем условие, проинициализированы заранее, но точное число повторений цикла неизвестно или предполагается сложная модификация переменных, участвующих в формировании условия повторения цикла.
Если цикл ориентирован на работу с параметром, для которого заранее известно число повторений и шаг изменения, то более предпочтительным является параметрический цикл. Очень удобно использовать параметрический цикл при работе с массивами для перебора элементов.
В теле любого цикла можно использовать операторы прерывания цикла — break и продолжения цикла — continue .
Оператор break позволяет выйти из цикла, не завершая его.
Оператор continue позволяет пропустить часть операторов тела цикла и начать новую итерацию.
Пример на Си : Вывести числа от 0 до 99 ниже главной диагонали
Результат выполнения
Пример на Си : Вывести числа от 0 до 99 исключая числа, оканчивающиеся на 5 или 8
Результат выполнения
При вложенных циклах действия операторов break и continue распространяется только на самую внутреннюю структуру, в которой они содержатся.
Цикл с переменной счетчиком
БлогNot. «Универсальная» блок-схема и 3 типовых алгоритма 🙂
«Универсальная» блок-схема и 3 типовых алгоритма 🙂
Дважды за день заходила речь об одном и том же, да и жаль выкидывать пару картинок, могут ещё понадобиться. Речь шла об изображении базовых типовых алгоритмов, связанных с расчётом какой-либо элементарной характеристики последовательности (массива) — суммы, количества, произведения, максимума, минимума и т.п. В картинках не показаны «начало» и «конец», только содержательная часть.
ГОСТовские «перевёртыши» на практике крайне неудобны, классическое изображение с помощью «ромбика» часто сбивает начинающих с толку похожестью на обычное ветвление (плюс они забывают делать шаг в конце тела цикла), а вот значок «цикла с параметром», если отказаться от паскалевского шага, непременно равного единице, удобен и нормально воспринимается.
I Алгоритм табулирования (составление списка или таблицы)
Алгоритм табулирования (составление списка или таблицы)
Что писать в фигурках вместо цифр?
1. Примем, что управляющая переменная цикла называется x , а здесь зададим её начальное ( x1 ) и конечное ( x2 ) значения, а также шаг изменения dx . Это можно записать присваиванием x1=0,x2=1,dx=0.1 или поставить вместо прямоугольника параллелограмм (оператор ввода) с подписью » ввод x1,x2,dx «;
2. Обычно внутри значка «цикл с параметром» (цикл, пределы изменения и шаг управляющей переменной которого известны) пишут что-то вроде псевдокода: » для x от x1 до x2 шаг dx » или то же самое в форме x=x1,x1+dx..x2 или просто x=x1,x2,dx ;
3. Для очередного x вычислить y=f(x) . Этот шаг может включать несколько действий и предполагать вставку дополнительных блоков «расчёт» или условных операторов;
4. Вывести строку таблицы: вывод x, f(x)
II. Алгоритм вычисления суммы, количества или произведения нужных элементов последовательности
Алгоритм вычисления суммы, количества или произведения нужных элементов последовательности
Вместо цифр в элементах блок-схему указываем:
1. Для каждой искомой величины задать по переменной и присвоить ей начальные значения: сумме s=0 , количеству k=0 , произведению p=1 (на самом деле, это не совсем корректно, но для обсуждаемого уровня сойдёт);
2. Выполняется как в задаче I;
3. Считаем очередной элемент последовательности y=f(x) , с тем же замечанием, что к задаче I;
4-5. Если y отвечает условию задачи (проверка на шаге 4), сумма на шаге 5 ищется в виде s=s+f(x) , количество в виде k=k+1 , произведение в виде p=p*f(x) . При нескольких искомых величинах блок вида 4-5 может повторяться несколько раз;
6. По выходе из цикла выводим найденную величину или величины.
III. Алгоритм поиска максимума или минимума
Блок схема задачи II годится и для этого случая.
1. Для каждого максимума или минимума задать по переменной (примем, что минимум обозначен min , а максимум — max ) и присвоить каждой переменной начальные значения: максимуму – заведомо малое значение (например, -10 30 , оператор будет иметь вид Max=-10 30 ) или первый элемент последовательности (массива); минимуму присвоить заведомо большое значение (например, 10 30 ) или первый элемент последовательности;
2-3. Выполняются как в задачах I-II, с теми же замечаниями.
4-5. Для поиска максимума проверяется условие 4 f(x)>max , выполняется действие 5 вида max=f(x) , дли минимума проверяется условие 4 f(x)<min и выполняется действие 5 вида min=f(x) . С чем сравнивали max или min , то им и присваиваем.Могут понадобиться дополнительные условия, связанные логической операцией «И» либо «ИЛИ» с основным, например, поиск максимального из отрицательных элементов предполагает проверку y<0 and y>max ;
6. По выходе из цикла выводим найденную величину или величины.
Несмотря на обилие средств для рисования блок-схем, удобнее простого Paint из Win7 и выше для этой цели ничего пока не придумали 🙂
IV. Схема ввода и обработки элементов одномерного массива
Как правило, ввод, обработка или вывод одномерного массива (вектора, списка) выполняется поэлементно с помощью цикла с параметром (цикла «for»). Счётчиком цикла служит номер элемента в массиве (обычно применяется нумерация с единицы). Ниже показаны ввод и обработка массива x из 6 элементов.
Схема ввода и обработки элементов одномерного массива
V. Реализация алгоритма в кратных (вложенных) циклах
Основное отличие – все действия над матрицей (таблицей) выполняются поэлементно в двойном цикле следующего вида:
Блок-схема двойного цикла с параметром
Здесь показан ввод матрицы A из 6 строк и 4 столбцов, а счётчиками внешнего и внутреннего цикла с параметром служат номера строки ( i ) и столбца ( j ) в матрице. Обработка и вывод элементов матрицы могут быть реализованы аналогичными конструкциями, часто, если элементы обрабатываются последовательно и независимо друг от друга, ввод и обработку или обработку и вывод можно объединить.