Кто обязан устанавливать счётчики; ТСЖ или собственник жилья? Как происходит замена приборов учёта воды и электроэнергии
Кто обязан устанавливать счётчики — ТСЖ или собственник жилья? Как происходит замена приборов учёта воды и электроэнергии?
При сдаче в эксплуатацию многоквартирного дома, а также просто в ходе использования постройки у жильцов систематически возникают вопросы о том, кто должен устанавливать счетчики их жилище, а главное, где искать правду?
Несет ли ТСЖ ответственность за это? Кто должен устанавливать приборы учета?
Разберемся с этим вопросом раз и навсегда в рамках статьи представленной ниже.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Законные основания для замены счетчиков на воду: правда и вымысел
Если вас одолевают звонками из различных компаний с требованием СРОЧНО поменять водомер, знайте — такие звонки неправомерны и необходимости в проведении каких-либо действий с вашими счетчиками НЕТ.
- Во-первых , представители ЕРЦ или ДЭЗ никогда не звонят своим клиентам. Они просто получают данные со счетчиков в интервале с 23 по 26 число каждого месяца и на этом основании выставляют счёт за воду. Если же поступления данных нет в указанный срок, счет будет сформирован по усредненным нормам на человека. Кроме того, представители этих же организаций не напоминают о том, что пора провести поверку водомера. Об этом должен знать пользователь. Так, согласно закону, установленные ранее межповерочные интервалы для счетчиков на горячую (4 года) и холодную (6 лет) воду отменены с 2012 года. Теперь поверять водомеры нужно по мере необходимости, то есть, если пользователь подозревает, что устройство считает неверно. И только в этом случае, имея на руках акт поверки, необходимо обратиться в УК или ДЭЗ для проведения процедуры замены счетчика.
Важно: стоит знать, что согласно техпаспорта предположительный срок службы устройства составляет 12 лет. И вполне вероятно, что именно ваш счетчик полностью отработает свой срок без единой поверки.
- Во-вторых , частые звонки от различных компаний — это чистой воды мошенничество, которое, к сожалению, еще действует на незащищенные слои населения — доверчивых людей, пенсионеров, или тех, кто просто не знает законы.
Важно: обязательная замена счетчика неправомерна. Кем бы она ни проводилась. Это просто «развод» потребителя на деньги.
- В-третьих , если вы удивляетесь, откуда же мошенники получают ваш номер телефона, то знайте: все данные утекают из базы данных ДЭЗ или ЕРЦ. На вопрос «почему» ответ очевиден.
- Тем более, всегда стоит помнить, что учётный прибор — это достаточно простой механизм , в сердце которого лежит крыльчатка и магнит с циферблатом. То есть особо ломаться там просто нечему. И даже если наглый сотрудник частной компании каким-то образом убедил вас в целесообразности проведения межинтервальной поверки и теперь пытается рассказать вам, что прибор срочно требует замены (хоть на ваш взгляд и считает правильно), не поддавайтесь мошенникам. Меняйте устройство только в том случае, если заметили реальные расхождения в показаниях и расходе воды по факту.
Причины замены водомера в квартире
Самовольные установка или снятие измерительного прибора считаются нелегальными. Установленный таким способом счётчик не будет учитываться управляющими компаниями и расчётными организациями.
Замену счётчиков воды на законных основаниях могут проводить ведомство или организация, имеющие специальную лицензию. Только у них есть право опломбировывать водосчётчики и выдавать документы для их регистрации.
Если вы начали сомневаться в правильности показания прибора учёта воды, то это является причиной его проверки или замены. Чтобы проверить свои подозрения, нужно обращаться к специалисту, который придёт к вам домой и без демонтажа счётчика проведёт его проверку.
Заменять счетчик следует правильно, чтобы он не вышел из строя
Причины выхода из строя водомера:
- Незаконное вмешательство в процесс работы прибора. Это может быть использование неодимового магнита или каких-либо других приспособлений, которые замедляют или останавливают работу прибора. Такие действия могут вызвать его поломку, а при проверке счётчика мастер, конечно же, определит причину выхода прибора из строя, и тогда вас ждёт штраф.
- Низкое качество воды. Здесь всё просто: частички мусора, находящиеся в воде, двигаются по трубопроводу и оседают на фильтре грубой очистки. Фильтр со временем забивается, и частички мусора, как следствие, проникают в механизм счётчика воды. Устройство не может долго работать в таких условиях и выходит из строя.
Самостоятельная замена счётчика — порядок действия и требования
Какой электрический счетчик выбрать
Выбирать приборы следует, исходя из следующих классификаций:
- ток потребления – переменный или постоянный;
- количество фаз – одна (50 В) или три (380 В);
- количество тарифов – один или несколько;
- тип прибора – механический или электронный.
- тип подключения – прямое либо через трансформатор.
Наиболее часто меняют механические счетчики на более современные – электронные. Дело в том, что механические устройства имеют следующие минусы:
- невозможно снимать показания автоматически;
- при учете электроэнергии происходят весьма значительные погрешности;
- могут учитывать лишь один тариф;
- их легко настроить так, чтобы отражались заниженные показатели;
- сложны в установке и эксплуатации.
Таким образом, чаще всего устанавливают электронные устройства, лишенные всех вышеперечисленных недостатков. Справка! Данное устройство основано на специальном приспособлении, которое электронным путем подсчитывает потребляемую электроэнергию и фиксирует показания. Такие счетчики позволяют учитывать любое количество электроэнергии, их можно установить как в квартире, так и в частном доме.
Также довольно часто устанавливают многотарифные счетчики. Суть их работы заключается в подсчитывании энергии в зависимости от времени суток, что приводит к меньшим затратам по сравнению с начислением по одному тарифу.
Внимание! Возможность начисления показателей электроэнергии по нескольким тарифам существует не во всех регионах России.
Существуют наиболее современные счетчики, имеющие жидкокристаллический дисплей и цифровой интерфейс. Их минус заключается в их высокой стоимости, поэтому потребители чаще выбирают более простые устройства.
Подготовка необходимых документов
По закону недопустимо проводить замену электросчетчика без разрешения от энергосбытовой компании. Необходимо осуществить следующие действия:
- Подготовить паспорт (удостоверение личности) и документы, подтверждающие права собственности на помещение, в котором следует произвести замену. В отсутствие собственника необходимо оформить доверенность.
- С подготовленными документами обратиться к поставщику (Энергосбыту) и написать заявление, указав в нем причину замены прибора.
Энергосбытовая компания должна принять заявление и направить специалиста, который должен установить, действительно ли требуется замена. Затем он снимает пломбы и фиксирует последние начисленные показания.
Важно! После снятия пломб определять стоимость потребленной энергии будут по особому завышенному тарифу, который не учитывает реальное потребление.
Снятие и установка счётчика
Демонтаж старого счетчика и установка нового, как правило, осуществляется специалистом Энергосбыта, но вы можете осуществить замену самостоятельно, если уверены в своей квалификации. Необходимо выполнить следующие действия:
- Отключают электрический ток посредством вводного автомата. Обратите внимание, что существуют два выключателя — перед счетчиком и после него. Разумеется, для замены прибора учета следует отключить автомат, которые находится перед устройством.
- Открывают крышку устройства и убеждаются, что на всех контактах отсутствует электрическое напряжение.
- Разъединяют все провода внутри устройства. Если питание однофазно, то всего проводов будет четыре: 2 на вход и 2 на выход.
- Снимают сам корпус счетчика. Как правило, для последующего крепления нового устройства используется DIN-рейка.
Внимание! Новый прибор устанавливают, проводя в обратном порядке вышеописанные действия. После завершения монтажа необходимо проверить, правильно ли подключен счетчик.
Где и на какой высоте ставить счетчик?
- Поскольку прибор учета ставят и в частном доме, то устанавливать его лучше в отапливаемом сухом помещении;
- Само место расположения может быть любым, например: стена, щиток, шкаф. Однако обязательно должно быть жесткое и строго вертикальное основание.
- По высоте разместить прибор допускается в пределах 40-170 см, но более правильным расположением считается установка на уровне человеческих глаз (в среднем около 170 см в высоту).
- Важно учитывать, что к счетчику должен быть обеспечен доступ в любой момент при любых условиях.
Порядок согласования и ввод в эксплуатацию
Акт замены счетчика электроэнергии
Как уже было сказано, специалист должен составить акт замены электросчетчика, в котором указывается следующая информация:
- наименование фидера, где выполнена замена;
- тип, год выпуска, заводской номер и класс точности нового прибора;
- дата последней проверки старого и нового счетчиков;
- показания счетчика электроэнергии;
- неучтенная электроэнергия за период замены оборудования;
- причины замены.
После проверки правильности подключения необходимо ввести новый прибор в эксплуатацию. Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
- Обратиться к энергосбытовой компании с заявлением, в котором содержится просьба об опломбировке счетчика и его ввода в эксплуатацию.
- После принятия заявления к вам придет специалист, проверит подключение, поставит пломбу и составит акт замены прибора.
Проверка и опломбировка электросчетчика
- Если вы производили замену самостоятельно, то специалист проверит установку на наличие нарушений;
- Если никаких ошибок в монтаже не обнаружено, то специалист зафиксирует показания прибора и поставит пломбу на крышку счетчика.
Справка! В связи с этим рекомендуется производить замену счетчика силами поставщика, поскольку в таком случае они могут поставить собственный счетчик, а затем сразу же оформить акт замены и поставить пломбу.
В каких случаях проводится плановая замена водомеров
Существует и так называемая плановая замена учётных приборов на холодную и горячую воду. Но не стоит расслабляться полностью. Существует и так называемая плановая замена учётных приборов на холодную и горячую воду.
Плановая замена проводится в том случае, если принят закон о замене водомера на более усовершенствованную модель. Но такого закона попросту нет.
Плановая замена счетчика происходит также в том случае, когда аппарат даёт сбой в работе и это подтверждено документально после проверки механизма.
В остальных случаях любые наглые и резкие требования заменить или проверить счетчики воды могут считаться чистым мошенничеством, и наказуемы законом.
Помните: только вы вправе решать, нужно ли вам проверять учётный прибор и менять его или нет.
Если вы считаете, что прибор учета горячей или холодной воды действительно неисправен и придётся его менять после проверки, то в этом случае можно сэкономить деньги на проведении поверки и просто купить сразу новый механизм.
Для этого нудно заявить в ДЭЗ о желании замены устройства и подождать мастера для выполнения работ.
Замена незарегистрированного счетчика
В новостройках приборы устанавливаются впервые. Обычно это происходит в процессе ремонта, когда в ванной комнате производится установка унитаза и прочей сантехники. После фиксации счетчика необходимо вызвать работника УК для его опломбировки. Специалист, после данной процедуры, выдаст жильцу акт, паспорт на водосчетчик и прочую документацию, подтверждающую возможность его эксплуатации. После этого бумаги направляются сначала в ДЕЗ, а затем – в Единый расчетный центр.
Рекомендации по самостоятельной установке
По правилам, производить ремонтные работу, замену старого или установку нового счетчика может только электрик, имеющий 3-ю квалификационную группу по электробезопасности. Остальным лучше воспользоваться услугами мастера из обслуживающей компании.
Также необходимо получить согласие компании-поставщика – подать письменное заявление и дождаться положительного ответа. Без разрешения все работы окажутся бесполезными, так как организация просто не примет в эксплуатацию самостоятельно установленный прибор.
Если разрешение на руках, работа по замене проводится в следующем порядке:
- Отключаем автомат на вводе электричества в дом – он стоит перед счетчиком, а не после его.
- Снимаем крышку прибора, проверяем отсутствие напряжения в проводниках.
- Отсоединяем клеммы, у стандартных 1-фазных устройств нужно отключить 4 провода.
- Откручиваем крепежные установочные болты или ослабляем держатели на DIN-рейке.
- На свободное место устанавливаем новый аппарат, производим подключение согласно инструкции.
На протяжении всего процесса следим, чтобы на линию не подавалось напряжение и пользуемся защитной одеждой – то есть соблюдаем технику безопасности.